Дело устроения мира в соответствии с евангельскими заповедями Любви, или Икономи́я (греч. οικονομία) – есть Божественное Домостроительство – осуществление Бога в мiре и действие в отношении созданного Им мiра и человека в виде нетварных Божественных энергий. Икономи́я – это закон духовного развития мiра и человека. Исполнитель этого закона – Христос (Еф. 1:9-10).

С понятием икономи́и неразрывно связано понятие Икологи́я (греч. oικολογία). В буквальном понимании икологи́я (или на западный манер: эколóгия) есть наука о Божественном Домостроительстве, наука изучающая духовные законы бытия мiра и человека в нем.

Таким образом, перед нами открывается экосистема, все направления развития которой связаны общей целью – создать среду наиболее благоприятную для душеспасительной жизни человека.

Сама жизнедеятельность всей системы, а тем более достижение системных целей и задач, не может быть явлением разрозненных элементов, процессов или явлений, а является синергетическим эффектом взаимодействия всех элементов экосистемы.

Каждый элемент системы имеет долю в суммарном процессе и влияет на остальные, а значит и на всю систему в целом, равно как вся система влияет на каждый отдельный элемент.

При этом следует отметить, что устойчивое развитие экосистемы возможно при условии равности приоритетов в развитии (ни одно из направлений не должно ни отставать, ни опережать в развитии другие).

Очевидно, что в каждом приоритетном направлении присутствуют все три нациообразующих института каждый в своей мере: как церковная община, как сообщество людей и гражданское общество.

Икономия

Концепция устойчивого развития Настоящей Программы построена вокруг взаимодействия триплекса базовых национальных институтов Церкви-Государства-Общества, осью которых является человек и его семья. Осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания, направляет устремления человека, его личную жизнь, супружеское, семейное бытие и общественное служение на посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская Православная Церковь.

Согласно православному вероучению становление целостной личности происходит в процессе познания, и прежде всего, познания Бога, мiра и самого себя (Деян. 17:24,25). Оказывается, у Бога, или точнее в Боге, уже все есть. Таким образом, процесс познания Православие видит на пути «обóжения», приближения человека к Богу – Источнику всего уже существующего (Мф. 6:33).

Познание Бога, а значит познание и мiра невозможно без познания человеком самого себя (Лк. 17:21). Именно изнутри, через свою душу человек и приходит к Богу. (Мф. 11:12), а значит истинное самопознание есть по-двиг, то есть движение или стремление к Совершенному Святому Идеалу Чистоты и Истины, то есть к Богу (обóжение).

Данная заданность к обóжению является базисом для формирования механизма развития всего сотворенного и, прежде всего, человека (Мф. 5:48). Такое искание Бога неизбежно приводит к преображению человеком всего своего бытия, от личного внутреннего делания – к изменению окружающей действительности, в том числе и общественного устройства сообразно с Божественными идеалами святости (Пс. 116:2).

Экосистема программы

Поскольку стратегической целью Настоящей программы является создание среды, способствующей становлению целостной личности человека, необходимо основать процесс державного развития на фундаментальных духовных законах Божественного Домостроительства – экологической парадигмы по следующим направлениям:

направления деятельности

I. экологизация сознания:

становление личности человека; духовно-нравственный прогресс и религия;

II. экологизация мышления:

коммуникационные технологии и СМИ;

III. экологизация опыта:

сохранение и развитие традиционной культуры и систем воспитания;

IV. экологизация жизненного пространства человека:

народосбережение, семья, община, социум; безопасность жизнедеятельности человека;

V. экологизация знаний:

экологическое образование, научно-технический прогресс и инновации;

VI. экологизация воинства

развитие традиционных православных боевых и воинских систем;

VII. экологизация народного хозяйства и финансовых отношений:

потребительская и производственная кооперация; экологическое сельскохозяйственное производство продуктов питания «зеленой корзины»; безопасная энергетика; инновационные экотехнологии в промышленности; безопасное производство;

VIII. экологизация гражданской ответственности:

преемственность поколений, социальная ответственность, попечение, адопция, адаптация и социализация, меценатство и благотворительность

IX. экологизация управления и политики:

экологический менеджмент; проактивное общество; юридическое сопровождение и законотворчество; ответственная государственная служба; политика, геополитика и международные отношения.